В последнее время по всей стране происходит активный процесс внедрения крупных торговых сетей федерального масштаба в регионы: всё чаще крупных игроков рынка можно встретить не только в мегаполисах с населением свыше 1 миллиона человек, но и в средних (от 500 тысяч до 1 миллиона человек) и даже в достаточно мелких населённых пунктах с населением от 100 до 300 тысяч человек.
Такая глубокая экспансия неизбежно влияет на региональные торговые компании, которые либо прекращают свою коммерческую деятельность в данном регионе и уступают место более сильному федеральному игроку, либо принимают брошенный вызов и повышают свою экономическую активность.
В этом случае нужно чётко понимать, что необходимо сделать для повышения конкурентоспособности вашего бизнеса. В данной статье вы найдёте некоторые советы, которые помогут региональным фирмам провести успешную кампанию по повышению собственной конкурентоспособности.
Максимально возможная оптимизация управления бизнесом
С управленческой точки зрения, для успешного выживания в конкурентной борьбе руководству предприятия необходимо выполнить следующее:
- упорядочивание системы учета;
- чёткое выделение уровней управления производством;
- установление регулярного контроля за всеми затратами.
Указанные меры можно реализовать с помощью ведения внутренней финансовой отчетности:
- баланс активов и пассивов предприятия;
- планирование доходов и расходов предприятия;
- отчет о движении денежных средств предприятия.
Наведение порядка в документах даёт возможность собственникам бизнеса своевременно отслеживать важнейшие факторы:
- степень прозрачности ведения предпринимательской деятельности;
- максимально полная и объективная информация о положении компании;
- регулярная проверка производственных затрат и поиск вариантов их оптимизации;
- «слабые» места, имеющие потенциал для усиления.
Экспансия в более мелкие населенные пункты
С точки зрения расширения рынков сбыта, целесообразно последовать примеру крупных федеральных сетей и начать продвигать свои товары или услуги в более мелкие населённые пункты с населением от 10 до 50 тысяч человек. Главным конкурентным преимуществом региональных фирм по сравнению с федеральными в этой ситуации является экономическая нецелесообразность дальнейшего продвижения крупных игроков в малонаселённые города.
Товар | Число покупок за 10 лет, шт. | Средняя цена, руб. | Итого, руб. |
Телевизор | 1,35 | 12 000 | 16 200 |
Холодильник | 0,8 | 15 000 | 12 000 |
Стиральная машина | 1,1 | 10 000 | 11 000 |
Телефоны | 6 | 2 500 | 15 000 |
Компьютеры и ноутбуки | 0,6 | 15 000 | 9 000 |
Прочая бытовая техника | 10 | 3 000 | 30 000 |
Итого за 10 лет | 93 200 | ||
В среднем покупки одной семьи за 1 год | 9 320 |
Перспективы от внедрения в мелкие города можно оценить заранее, с использованием статистических данных о потреблении конкретных товаров или услуг и зная население того или иного населённого пункта. Например, согласно социологическим исследованиям, средние расходы одной семьи на покупку бытовой техники составляют 9320 рублей в год (подробный расчёт представлен в таблице).
По данным последней переписи населения, средняя численность семьи в России равна 2,6 человек. Тогда в населённом пункте с населением 30 тысяч человек проживает примерно 11,5 тысяч семей, что даст нам потенциальную ёмкость рынка только в этом населённом пункте около 107 миллионов рублей в год.
Даже с учётом того, что поначалу большая доля жителей мелких населённых пунктов будет по привычке приобретать те или иные товары и услуги в крупных городах, цифра достаточно убедительна для начала борьбы за этот рынок. Со временем вполне реально вернуть значительную часть потенциальных покупателей обратно, например, с помощью удачной рекламной кампании.
Кроме того, дополнительными благоприятными факторами для экспансии своего бизнеса в мелкие населённые пункты являются низкая, иногда полностью отсутствующая конкуренция со стороны местных предпринимателей, а также возможность аренды торговых помещений и найма персонала за гораздо меньшие по сравнению с крупным городом деньги.
Развитие бизнеса с помощью возможностей Интернета
В последнее время региональные торговые компании часто открывают собственные Интернет-магазины, но не всегда это приносит желаемый результат в виде освоения новых рынков сбыта и расширения клиентской базы.
Для успешного открытия Интернет-магазина рекомендуется доверить создание сайта одной из профессиональных IT-компаний, работающих через Интернет и учитывающих при разработке сайта специфику конкретной сферы деятельности.
Кроме того, услуги профессионалов обойдутся значительно дешевле по сравнению с аналогичными услугами мелких региональных фирм.
В дальнейшем необходимо постоянное активное сопровождение и продвижение сайта. Это потребует вложения определённых денежных средств, но при грамотной организации работы бизнеса в целом эти затраты достаточно быстро себя оправдают, дав возможность расширить клиентскую базу.
Итоги
Таким образом, несмотря на активный захват крупными федеральными игроками рынков сбыта в мелких населенных пунктах, местные фирмы при знании особенностей ведения бизнеса в данном регионе и проведении грамотной маркетинговой кампании могут составить им серьезную конкуренцию. Для этого региональным коммерческим организациям следует осуществить определенные действия:
- максимально возможная оптимизация управления бизнесом;
- экспансия в более мелкие населенные пункты;
- развитие бизнеса с помощью возможностей Интернета.