Слова связанные с театром


Слова связанные с театром, фотоКогда произносят слово «балет», сразу представляют сцену с великолепными декорациями, созданными лучшими художниками, и танцовщиц в легких, пышных юбочках — пачках. Они словно летают, чуть касаясь пола, под звуки чудесной музыки.

Искусство танца очень древнее, а балет по сравнению с ним — молодой. Но и он родился около пяти веков назад в Италии. Первыми учителями балета в России были французы. Представления с танцевальными выступлениями состоялись при царском дворе в XVI веке. А в XVIII веке балет уже вошел в моду, и богатые помещики стали обучать своих крепостных балетным танцам для спектаклей в домашних театрах. Постепенно из добавления к опере балет превратился в самостоятельное искусство, восхищающее зрителя красотой движений.

Музыку к балетам писали многие великие композиторы; П. И. Чайковский, создатель «Щелкунчика», «Спящей красавицы» и «Лебединого озера», А. И. Хачатурян, создатель «Спартака», С. С. Прокофьев, создатель «Золушки» и др.

Русская школа издавна считается одной из самых выдающихся. Всему миру известны имена балетмейстера Мариуса Петипа, Анны Павловой, Галины Улановой, Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой, Мариса Лиепы и многих других артистов балета.

Что такое грим

Артист готовится к новой роли. Костюм уже выбран. Теперь нужно «переделать» лицо. Актёр долго выбирает себе парик, примеряет разные «фасоны» усов или бород, наклеивает нос из особого пластыря и щёки из ваты. Затем он берется за гримировальные краски. Сперва накладывает «общий тон» на все лицо. Оно становится молодым или старым, бледным или смуглым. Потом актер подрисовывает линии глаз, губ, бровей, чтобы придать выражению лица черты персонажа: гордость, глупость, благородство.

Выдающийся певец и артист Ф. Шаляпин в течение всей жизни исполнял роль Мефистофеля в опере Гуно «Фауст». Молодой Шаляпин в этой роли был загримирован привычным для зрителей «оперным»чёртом. С годами талант артиста расцветал все ярче, все выразительнее становились образы его героев, изменялся и грим. В конце концов его Мефистофель предстал злым духом в облике человека, грозным и лукавым.

В некоторых театрах Востока актеры используют готовые маски или рисуют их на лице (например, в Японии).

Артисты цирка тоже применяют грим. Вспомните весельчаков клоунов с треугольным румянцем на ослепительно-белых щеках, с яркими губами и в огненно-рыжих париках. Эта маска смешит зрителей и делает клоунов ещё забавнее.

Что такое декорации

2500 лет назад люди любили театр не меньше, чем сейчас. Правда, древний не очень был похож на нынешний. В нём, например, не было декораций. Шли века, и на сцене стали ставить таблички, где было написано: «море», «дворец», «роща». Зрители мысленно воображали себе то огромные, грозные волны, то богато убранные залы. А потом на ней стали ставить отдельные декорации или некоторые предметы. Увидев трон зрители догадывались, что действие происходит во дворце. Два дерева изображали дремучую чащу.

Когда театром стали увлекаться короли и знать, они не жалели денег ва самые причудливые декорации. Механики, спрятанные за сценой, с помощью особых приспособлений показывали зрителям бури в подводном царстве, извержения вулканов и множество «волшебных» превращений. В глубине сцены можно встретить горные вершины, парящие облака, окрашенные утренней зарей. Они укрепляются сзади, потому их называют «задник». Могучие ветви деревьев, раскинувшиеся над площадкой, это подвесные — падуги, а если нужны башни и стены замка или беседка в саду, на сцене ставят архитектурные — с настоящими лестницами и дверями.

Сколько художников, осветителей, слесарей и механиков трудятся над созданием каждой декорации! Все это для того, чтобы он доставлял нам радость, чтобы зритель мог вместе с героями путешествовать по необыкновенным стра нам, испытывать удивительные приключения, бороться за правду и честь.

Что такое опера

Единение разных искусств, а не только музыка, как многим может показаться. Артисты играют роли, как актеры в пьесах, только при этом поют. Герои выражают свои чувства в больших ариях, в песнях, а объясняются друг с другом в дуэтах или речитативах, будто разговаривая под музыку. Если несколько действующих лиц поют вместе, это — ансамбль. А хор — это «голос толпы», как говорил Римский-Корсаков.

Впервые родилось оперное искусство на рубеже XVI и XVII веков, в эпоху Возрождения.

Создателями оперы были поэты, музыканты, художники в городе Флоренции. Они объединили различные роды искусства: поэзию и музыку, драму и живопись. С той поры это все быстро распространилась по всей Европе. А теперь в каждой культурной стране есть свои композиторы, свой музыкальный театр.

На сценах всего мира идут замечательные оперы русских композиторов: М. И. Глинки — «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», А; П. Бородина — «Князь Игорь», П. И. Чайковского — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Н. А. Римского-Корсакова— «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», С. С. Прокофьева — «Игрок», «Война и мир», Д. Д. Шостаковича — «Нос», «Катерина Измайлова».

Персонаж

Можно ли сказать о пустой бочке, что ей не хватает скромности? Могут ли муравьи и стрекозы быть предусмотрительными или легкомысленными? Оказывается, могут, если они действующие лица, например, басен Крылова. Правда, они сильно отличаются от всех обыкновенных Муравьёв и стрекоз мира, потому что это персонажи художественного произведения. Само слово «стрекоза» уже не название насекомого, а имя литературного героя (недаром оно пишется с большой буквы).

Герои известной сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» — куклы, деревянные человечки. Герои сказок часто бывают звери, насекомые, разные предметы, у них появляются свойства живого человека: они думают, разговаривают, ссорятся, попадают в приключения, у них появляется характер или хотя бы отдельные черты его. Но чаще всего персонажами книг, кинофильмов, пьес, картин, с которыми происходит что-то важное, волнующее, интересное для нас, бывают, конечно, люди.

Сцена это

Место на возвышении, где выступают артисты, отделённое от зрительного зала занавесом. На ней устанавливаются декорации, изображающие обстановку, в которой живут герои спектакля. По краю — целое ожерелье из электрических лампочек. Это — лампа, которая освещает ее снизу. Сверху светят софиты. В верхних ложах, прилепившихся, подобно ласточкиным гнёздам, по обе стороны расположены осветительные установки с разноцветными стёклами.

Всё это — сложное хозяйство осветительного цеха. Достаточно ошибиться и вставить в прибор не то стёклышко, как на сцене вместо ожидаемого ясного дня настанет ночь. Не менее важна машинная часть. Её начальника называют главным машинистом. Чтобы ускорить перемену декораций, на сцене современного театра пол устроен в виде вращающегося круга. Если обойти этот круг, то можно увидеть, что он разделён на несколько площадок. На них устанавливают декорации сразу для нескольких действий. На одной, например, жилая комната, на другой — лес, на третьей — берег моря. К зрителям всегда обращена только одна часть этого круга, а все остальные скрыты от глаз. Под ней сидит машинист, перед ним — пульт управления. По световому сигналу он вращает круг, и к зрителям выезжает другая площадка — лес или море — та, что требуется по ходу спектакля.

Поделиться записью с друзьями в:

Смотрите также

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *