Регулировка зазоров клапанного механизма


Регулировка зазоров клапанного механизма, фотоКак бы ни был совершенен двигатель, его трущиеся детали постепенно изнашиваются. Регулировка зазоров клапанного механизма. Рано или поздно зазоры между ними выходят за пределы допустимого, и прежде всего тепловые лифты в этом механизме. Со временем он становится вялым, в верхней части головки блока появляется стук, возникает вибрация. По мере увеличения зазора детали изнашиваются все быстрее. Даже если шум еще не очень громкий, это не значит, что с ними все хорошо. Бывает, что лифты со временем уменьшаются. Обычно это случается после ремонта головки блока цилиндров. При притирке клапанов на их фаске и седле на них образуется шероховатая поверхность, которая пристукивается, и клапан немного уходит вглубь. А тут недалеко и до прогара тарелки или, что ещё хуже, седла. Чтобы не доездиться до крупного ремонта, проверяйте и при необходимости регулируйте лифты не реже, чем рекомендуется в инструкциях заводов-изготовителей.

Обычно эти процедуры следует проводить после. 12-24 тыс. км пробега. Для спортбайков он не превышает 16 тыс. км, а 24 тыс. км — это для туристов с большим рабочим объемом. Если гоняете от души, необходимость в настройке может возникать каждые 2 тыс. км. Обычно мотор сверх регламентного пробега выдерживает еще 5-6 тыс. км. Но не всякий: у мотоциклов Honda такого резерва нет. Впрочем, и владельцам других мотоциклов тянуть с обслуживанием не советую.

Поскольку вам придется разбирать его, сразу подготовьте для замены прокладки и резиновые уплотнительные кольца типа O-ring. Общих рекомендаций не даю — все мотоциклы устроены по-разному. В случае  с Kawasaki нужно запастись кольцами натяжителя, а также системы рециркуляции отработанных газов, уплотнениями свечных колодцев и прокладками под болты крепления крышки нашего механизма. Прокладка этой крышки многоразовая, и без необходимости  ее менять не стоит.

Величина лифтов

Величина лифтов сильно зависит от температуры устройства. В инструкциях по ремонту указывают их размеры для холодного (20°С). Но на прогретом их величина может отличаться вдвое против  холодней, причем в зависимости от конструкции клапанного механизма как в большую, так и в меньшую сторону. Значит, перед настройкой мотор должен остыть до комнатной температуры. И еще одно правило: перед любой работой с двигателем его нужно тщательно отмыть. Грязь, попавшая внутрь, будучи хорошим абразивом, вызовет ускоренный износ тех узлов, в которые она попадет. А крупные частицы, попав в какой-либо лифт, способны заклинить подвижные детали.

Вначале отсоедините минус от аккумулятора — этим вы исключите возможность короткого замыкания и последующего пожара. Снимите облицовку, бак, короб воздушного фильтра и патрубки. Демонтируйте карбюраторы и заткните входные патрубки ветошью.

Мешающие клапаны вентиляции карбюраторов, системы рециркуляции отработавших газов и прочие (если они установлены) удалите, запомнив схему их подключения. Болты и гайки после демонтажа узлов вкручивайте на свои места — избавитесь от гаданий при сборке, где какой размещался, то есть сэкономите уйму времени.

Вам придется вращать коленвал, перемещая тот или иной поршень в ВМТ. Обычно на роторе генератора выполнен шестигранник, так вот крутить нужно только за него, но ни в коем случае не за болт, который крепит генератор. На роторе же расположена метка ВМТ для поршней первого и четвертого цилиндров. Чтобы добраться до этой детали, в большинстве мотоциклов не обязательно снимать крышку генератора — в ней есть специальный смотровой лючок. И под крышкой, и под люком есть прокладки или уплотнительные кольца. Часто их можно использовать повторно, но лучше заменить.

Выкрутите свечи и, открутив болты (или гайки), снимите крышку механизма. Если прокладка залипла, постучите по контуру крышки киянкой. Отсоединяя крышку от головки (с помощью ножа или отвертки), будьте предельно осторожны: повредив их плоскости разъема, вы можете получить трудноустранимую течь.

Сняв крышку головки, внимательно осмотрите ее, натяжитель цепи ГРМ, а также детали системы зажигания. Не исключено, что обнаружите признаки грядущих неисправностей.

Головкой или накидным ключом, наброшенным на шестигранник на роторе зажигания, вращайте коленвал, пока метка «Т» на нем не совпадёт с отметкой на картере, а значит, поршни первого и четвертого цилиндров окажутся в ВМТ. У некоторых механизмов риски на роторе зажигания не помочены буквами. Поймать ВМТ можно, по-другому, и это просто. Вставьте в свечное отверстие пруток из мягкого материала. Чтобы не повредить поршень, клапаны или свечную резьбу, например, из свинцового припоя, и, вращая коленвал, проверяйте положение поршня.

Щуп для правильной регулировки, измерения зазоров

Как пользоваться правильно щупом? Его пластины должны входить в лифты вязко, но не очень туго. В работе с двигателем с толкателями с одного взгляда совершенно понятно, куда вставлять щуп и что им замерять. Для мотора с коромыслами есть правило: замеряйте его только между коромыслом и шайбой на клапане, но не между коромыслом и распредвалом. Перед работой проверьте пластины щупа микрометром. Вполне возможно, что измерение этого, казалось бы, эталона вас немало удивит: брака в измерительных инструментах  хватает. Не расстраивайтесь, не выбрасывайте щупы, просто учтите погрешность и за работу. Если понадобится, совмещая щупы, составьте из них набор — и уж его точно проверьте.

Не надейтесь на память — запишите измеренные размеры. Ведь чтобы у двигателя с толкателями в приводе ГРМ добраться до регулировочных шайб, нужно затратить уйму времени, когда же дело дойдет до замены, в памяти все сотрется. У них с коромыслами заменить шайбы проще -достаточно сдвинуть их в сторону. Но и в этом случае следует все записать.

Откорректировать нужно не только зазоры, вышедшие за пределы допуска, но и те, что уже на грани — приблизились к критическому уровню и осталась одна сотка. Идеальный — середина допуска. Не забывайте, что в большинстве моторов они на впуске и выпуске разные. Если извлекаете несколько шайб за один раз, пометьте их и храните раздельно.

Итак, поршень первого цилиндра в конце такта сжатия. Разыщите метки на распредвалах или звездочках и на головке блока (если они есть). Как правило, их наносят так, чтобы при установке у мастера-ремонтника не возникли  сомнения, что это именно та самая метка. На нашем мотоцикле метки на обоих звездочках расположены параллельно плоскости головки двигателя. Для удобства сборки можно нанести маркёром на цепь и звездочки, указывающие их взаимное расположение. Но — внимание! — тогда нужно постараться все устроить так, чтобы при снятых распредвалах цепь не проскочила по звездочке коленвала.

Если натяжитель вашего двигателя настраиваемый, смело демонтируйте его. Если же он автоматический, сначала открутите на нем центральный болт и извлеките пружину и лишь затем, открутив крепеж, извлекайте этот узел из блока цилиндров. Вынув, проверьте его состояние: стопор должен надежно фиксировать толкатель. Уплотнение, как правило, нужно заменить. Устранив дефекты, сразу подготовьте узел к сборке: отожмите стопор и полностью утопите толкатель (он должен легко ходить в корпусе). Но не устанавливайте пружину — это следует сделать только после того, как закрепите узел в собраном устройстве.

Снимите напряжение со всех болтов крышки (крышек) постели распредвалов -открутите все на пол-оборота, а затем выкрутите полностью. Болты могут быть разной длины. В этом случае, чтобы в дальнейшем упростить сборку, возьмите картонку, нарисуйте на ней схему расположения болтов и воткните их в нее точно так же, как они были установлены в двигателе первоначально. Покончив с крепежом, снимите крышку (крышки), но перед этим посмотрите, как на ней (них) расположены метки. Если они плохо читаются, нанесите маркером свои. Раздельные крышки распредвалов нельзя менять местами или переворачивать: любые подобного рода эксперименты, как правило, заканчиваются заклиниванием распредвала.

Распредвалы не взаимозаменяемые! Чтобы их впоследствии не  перепутать сразу найдите метки и на них: ЕХ — выпуск, iN-впуск. Если надписей нет, посмотрите на распредвалы слева: на выпускном должна быть канавка на кончике. Если ничего не обнаружите, просто пометьте их маркером или сделайте бирки. Закрепите цепь ГРМ, например, толстым проводом, чтобы она не упала в картер, и извлеките распредвалы. И не проворачивайте после этого коленвал до тех пор, пока не установите на место постель!

Толкатели удобнее всего извлекать из гнезд магнитом, при этом настраиваемые шайбы, как правило, вынимаются вместе с толкателем. Не только шайбы, но и толкатели нельзя путать! Потому что они, во-первых, приработались на своих местах, а во-вторых, их донышки могут быть разной толщины, а это влияет на величину зазора. Измерьте микрометром толщину шайб, которые следует заменить (маркировка на них может стереться, а сами шайбы подноситься).

Рассчитайте толщину нужных деталей по формуле:

Н=В+(А-С)

где Н — толщина новой детали; В — толщина снятой шайбы; А — замеренный зазор; С — нужный.

Перед  тем, как бежать в магазин, проверьте: может случиться, какая-нибудь из шайб, непригодная для своего клапана, подойдет для другого. Иногда возникает соблазн прошлифовать слишком толстые шайбы и сэкономить на этом деньги. Не рискуйте! Часто эти детали для повышения их твердости производитель цементирует (глубина насыщения углеродом может быть всего 0,08 мм), и может статься, твердый слой сошлифуете до мягкой сердцевины. Если же все-таки рискнете, устанавливайте шайбу обработанной стороной к толкателю — в таком положении даже утративший твердость металл сколько-то послужит. А вот шайбы, работающие с коромыслами, нельзя шлифовать ни в коем случае!

Когда приобретены нужные детали для замены, приступайте к сборке. Перед установкой тщательно протрите торцы, шайб и толкателей и смажьте наружные поверхности толкателей моторным маслом. Убедитесь, что поршень первого цилиндра по-прежнему в ВМТ, и уложите распредвалы на свои места. Совместите метки на звездочках с метками на картере и на цепи (если вы их нарисовали).

Помните, почти все детали крепежа затягиваются с определенным усилием. Вставьте на свои места новые резиновые уплотнительные кольца свечных колодцев (если они предусмотрены конструкцией) и установите крышку (крышки) постели Подтягивая болты, стремитесь, чтобы распредвалы осаживались равномерно, без перекосов. Следите за стопорами и посадочными штифтами (если они есть). Болты общей крышки нужно затягивать в строго определенной последовательности, иначе она может лопнуть. Помните: это не взаимозаменяемая деталь! Проигнорируете это предупреждение — вместе с ней придется заменить всю головку.

Натяжитель с утопленным толкателем и новым уплотнительным кольцом установите в блок в последнюю очередь, нанесите на резьбу болтов его крепления по капле резьбового герметика и затяните. Установите пружину и затяните ее крышку или болт. При этом вы услышите треск выдвигающегося толкателя и увидите, как натянется цепь. Прокрутите коленвал на пару оборотов по ходу вращения, чтобы помочь толкателю занять рабочее положение. Если этот узел вашего мотоцикла не оснащен автоматической регулировкой, натяните цепь сами, руководствуясь инструкцией к мотоциклу: общих советов здесь нет.

Теперь снова проверьте. Если они соответствуют требованиям, — можно продолжать сборку. Если же нет, — найдите причину прокола (может быть, под шайбу попала соринка) и устраните ее.

Тщательно протрите сопрягаемые поверхности головки блока и ее крышки и установите крышку с новой (если старая протекала) прокладкой. Наденьте на ее болты новые резиновые прокладки и затяните их. Если затяните с избыточным усилием, испортите прокладку — и получите течь.

Установите на место крышку зажигания (или ее люк) с новой прокладкой (или уплотнительным кольцом), предварительно очистив посадочные места. Полезно добавить силиконового герметика в место выхода проводов. Нанесите по капле резьбового герметика на ее болты и равномерно затяните. Дальше собирайте мотоцикл в порядке, обратном разборке. Клемму аккумулятора подключите в последнюю очередь. Заведите мотоцикл и послушайте: если все сделали правильно, вас порадует то, что устройство работает тихо. А чтобы радость была полной, отрегулируйте синхронность работы карбюраторов.

Поделиться записью с друзьями в:

Смотрите также

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *