Первый русский корабль Орел


Первый русский корабль Орел, фото суднаВ этой входной истории мы с вами поговорим как строился первый военный русский корабль которого назвали Орел. Начало крупного судостроения в России, по-видимому, надо отнести к первой половине XVII века. В августе 1634 года в Москву прибыло посольство герцога Шлезвиг-Голштинского Фридриха III, который задумал торговать шёлком. Вывозить шёлк предполагалось с Востока — из Персии. Удобнейший и естественный путь для сношений с Востоком проходил через Волгу и Хвалынское (ныне — Каспийское) море; доставка товаров на судах обходилось дешевле, чем на верблюдах в обход по берегу Каспия. Надо было получить разрешение на право привоза товаров. Возник вопрос о том, на чём перевозить грузы. Вначале предполагалось использовать суда местной постройки, и русские, понимая важность и пользу ознакомления с иностранными приёмами постройки судов, предложили голштинцам строить суда в Нижнем Новгороде.

Сразу же после окончания переговоров на имя нижегородского воеводы Шереметьева и приказного дьякона ( секретаря ) Пустынникова была направлена грамота. Из-за недостатка леса вместо десяти кораблей оказалось возможным построить только один, но настолько большой, чтобы он вместил всех голштинцев, торговых людей и вооружённую охрану.

Корабль Фредерик

30 июля 1635 года, названный «Фредерик», вышел в плавание. На нём, находилось 78 иностранцев разного звания, 12 иностранных офицеров и матросов, 30 шотландцев, находившихся на русской военной службе, 5 русских плотников — всего 125 человек. Он имел длину 36,6 метра, ширину 12 метров, осадку 2,3 метра, надводный борт 1,8 метра. Корпус был плоскодонным. Помимо парусов (на трёх мачтах) имелось 12 пар вёсел, по два гребца на каждое весло. Внутри него были оборудованы служебные й командные помещения, в надстройке — 6 кают для офицерского состава.

30 июля 1635 года «Фредерик» отправился в плавание и 15 сентября прибыл в Астрахань; простоял там целый месяц, а 15 октября без карт и лоцманов вышел в море. После месяца скитаний 14 ноября он попал в жестокий шторм и был выброшен на скалистый берег Дагестана. Большая часть людей и почти все грузы погибли. Так завершилось плавание начального военного судна, построенного в России. Печальная судьба «Фредерика» задержала развитие крупного судостроения в нашей стране.

19 июня 1667 года было решено создать русский военный флот. Село Дединово было признано первым в России адмиралтейством. Оно располагалось недалеко от города Коломны, на левом берегу Оки — почти в том месте, где в неё впадает Москва-река.

Ордын-Нащокин начал свою деятельность по созданию флота с того, что поручил известному и давно проживавшему в Москве голландцу Ван Сведену съездить в Голландию и Англию, чтобы пригласить людей, сведущих в этом деле, и раздобыть необходимые для строения и мореходства инструменты и приборы.

Вскоре в Россию прибыли 25 мастеров во главе с доверенным лицом, шотландцем Давидом Бутлером.

С чего начиналось строительства

Строительство первого русского военного корабля Орел началось с заготовки леса. В вотчинах Рязанского и Муромского архиепископа Иллариона такой лес нашли, а в вотчине Коломенского епископа оказались умелые мастера по плотницким и канатным работам. Сразу же обоим епископам были направлены царские грамоты о безотлагательном отпуске мастеровых и заготовке леса. Но не тут-то было. Последовали отписки: «Лес-де плох будет, да и рубить его некому». Коломенский епископ вместо 32 мастеров прислал только 8, и к тому же не самых лучших,, Такие же неувязки происходили и с заказом крепёжного материала: гвоздей, векш, полос, костылей, скоб и т. д.

14 ноября 1667 года приступили к постройке Орла, а 26 мая 1668 года он был спущен на воду. Одновременно строились яхта и два шлюпа.

При отделке, затруднений было ещё больше. Долго не могли разыскать резчиков для изготовления государственных гербов в виде орлов, чтобы установить их на носу и корме; с большими трудностями отковали якоря. В зиму 1668—69 годов построенные суда остались на плаву, и, несмотря на охрану, многие железные и медные части были украдены. Весной 1669 года пришлось  восстановить. Наконец всё было завершено и корабль Орел.

Орёл — так назвали первый военный русский корабль — возглавил эскадру из четырёх судов и, покинув село Дединово, пошёл вниз по Оке к Нижнему Новгороду. Давид Бутлер, назначенный командиром русской эскадры военных судов, перед отплытием получил устав — «34 статьи артикульных» — наставления об обязанностях в бою, боевой готовности, дисциплине на нем и т. п. Эти статьи явились прообразом будущего морского устава русского флота.

Перед самым уходом из Дединова выяснилось, что Пушкарский приказ — артиллерийское управление того времени — задержал доставку свинца, пороха и фитилей для пушек и аркебуз. Пришлось кружным путём на подводах всё это снаряжение отправить в Нижний Новгород. К сожалению, в деле о постройке «Орла», хранящемся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, не сохранилось подробных сведений о нем и никаких чертежей; данные о русском корабле относятся главным образом к организации постройки, получению материалов, переписке с боярами и настоятелями монастырей, выплате жалования иностранным мастерам, сетованиям на неполадки в период строительства в Дединове.

Размеры первого русского судна

Размеры первого корабля Орла: длина 24,5 м, ширина 6,2 м, осадка 1,5 м. Корабль был двухпалубный, построенный по типу обычных для того времени голландских военных судов, с тремя мачтами, бушпритом. Артиллерия состояла из 22 пушек калибром от шести до двух футов (диаметром от 56 до 37 мм). На яхте были установлены две шестифутовые пушки, а на шлюпках — по одной того же калибра.

После трёхмесячного плавания эскадра в августе 1669 года прибыла в Астрахань. Бутлер в течение десяти месяцев не получал никаких указаний из Москвы, бездействовал, так как, видимо, боярской думе в то время было не до него. Росло и ширилось народное восстание, возглавленное Степаном Разиным. Оно охватило Приволжье, и 22 июня 1670 года восставшие захватили Астрахань, сожгли это судно, яхту и шлюп, на другом шлюпе иностранцы бежали в открытое море. Так сложилась судьба первой русской эскадры военных на водных средств передвижения. Во так шло строительство первого русского военного корабля которого назвали Орел.

Поделиться записью с друзьями в:

Смотрите также

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *