Основные понятия франчайзинга


В данной статье перечислены основные термины с пояснениями, необходимыми для того, чтобы постичь суть франчайзинга и разобраться в данной модели бизнеса.

Франчайзинг

Это тип взаимоотношений двух юридических лиц, одно из которых предлагает свои товары или услуги, а второе приобретает права на проведение бизнеса от имени первого, согласно прописанных в договоре направлений и особенностей развития деятельности. Другими словами, франчайзинг – это аренда товарной марки на условиях договора. Модель считается наиболее надежной в финансовой сфере. Она также обеспечивает защиту начинающих предпринимателей от различных рисков. Франчайзинг – это также самый быстрый способ, с помощью которого предприниматель может овладеть всеми практическими стандартами, которые необходимы для прибыльного дела.

Франчайзер

Франчайзер - что это такое

Франчайзер — что это такое

Это компания, использующая модель франчайзинга для продвижения своего бизнеса. Для чего она передает права на использование своей торговой марки, технологии, идеи или методики другой компании, которая ведет свой бизнес по уже наработанной схеме и регулярно проводит оговоренные отчисления франчайзеру. В результате данной сделки последний получает значительную выгоду и популяризацию торговой марки среди клиентов. И хоть франчайзер и теряет право на владение бизнесом, но он может контролировать сам его процесс, избегая всех сопутствующих проблем и вопросов, связанных с помещениями, персоналом и прочим.

Франчайзи

Это компания или отдельный предприниматель, приобретающие на определенный срок права для продвижения предпринимательской деятельности под торговым знаком франчайзера. Взамен франчайзеру перечисляются проценты от прибыли. Франчайзи имеет дело с уже готовым брендом, экономя тем самым время и средства, по сравнению с раскручиванием бизнеса с самого начала. Уже наработанные технологии или идеи практически сразу принесут прибыль обоим сторонам.

Франшиза

Это оговоренные в договоре права франчайзи, которые он получает, чтобы продвигать свой бизнес, используя торговую марку франчайзера. По сути, франшизой могут выступать технологии, методы ведения предпринимательской деятельности, товарные знаки, оформленные согласно закону об охране интеллектуальной собственности.

Паушальный взнос

Паушальный взнос

Паушальный взнос

Паушальный или вступительный взнос оплачивает франчайзи во время подписания договора. Это плата франчайзеру за приобретение у него технологий и прав совершать деятельность под известным товарным знаком. Размер данного взноса фиксированный и не зависит от самой договоренности или дальнейшей прибыли.

Роялти

Роялти или привилегии – это платеж или компенсация франчайзеру на регулярной основе, который выплачивает франчайзи за использование его собственности. Размер платежа может быть зафиксированным в договоре либо в виде определенной суммы, либо же как определенный процент от прибыли. Зачастую франчайзеры изначально включают данные выплаты в стоимость продукции.

Договор франчайзинга

Это соглашение сторон по поводу использования франшизы для продвижения бизнеса под существующим брендом. В нем обязательно указывают срок и территорию действия франшизы; сумму паушального взноса; размер, способ и срок оплаты роялти, обязанности и права сторон. Если хоть один пункт не будет оговорен и прописан, то договор считается незаключенным.

Маркетинговые услуги

Это услуги, которые включают в себя рекламную и маркетинговую поддержку продвижения бизнеса франчайзи со стороны франчайзера за дополнительную оговоренную плату.

Интеллектуальная собственность

Такой собственностью считаются эксклюзивные права на уникальные идеи, технологии, методики и продукты, которые приобретает франчайзи после заключения сделки и подписания договора франчайзинга.

Мастер-франшиза

Мастер-франшиза

Мастер-франшиза

Этот вид франшизы отличается от обычной тем, что франчайзи может не только открывать представительства, но и самостоятельно продавать франшизы в конкретном регионе. Иными словами, франшиза расширяет возможности для бизнеса, ведь франчайзи также автоматически превращается в франчайзера. Формируется некая сеть компаний, части от прибыли которой отчисляются главному франчайзеру.

Мастер-франчайзи

Мастером-франчайзи становится франчайзи, после приобретения мастер-франшизы и вместе с ней – прав на продвижение бизнеса на определенной территории, а также на реализацию франшиз другим франчайзи, их подготовку и частичное управление их деятельностью. Преимуществами, которые получает мастер-франчайзи, являются относительная свобода действий и прибыль от доходов франчайзи следующего уровня на его территории.

Франчайзинг продукта и имени

Франчайзинг торговой марки или продукции — это эксклюзивные права на продвижение бренда. В таком случае деятельность франчайзи возможна только под торговой маркой франчайзера. Этот вид франчайзинга предоставляет франчайзи небольшие права и используется, в основном, в торговле. Франчайзер предоставляет маркетинговые и финансовые услуги франчайзи. К такому типу относят, к примеру, продажу бытовой техники.

Производственный франчайзинг

При условиях промышленного или производственного франчайзинга франчайзи, кроме прав на производство, получает еще и всё необходимое оборудование, технологии и сырье. Если во время товарного франчайзинга франчайзи продвигает только готовую продукцию, то в данном случае он сам занимается ее производством, в соответствии со всеми стандартами, под торговым знаком франчайзера. Сюда относят и проиводство безалкогольных напитков.

Франчайзинг сервисный

Франчайзинг сервисный

Франчайзинг сервисный

Под сервисным франчайзингом подразумевается право франчайзи предоставлять определенные услуги под брендом франчайзера. Последний осуществляет необходимую поддержку деятельности франчайзи (оборудование, обучение персонала, реклама и т.д.) и контролирует весь процесс. К такому виду относится любой франчайзинг по предоставлению услуг, например, сети прачечных или химчисток.

Франчайзинг бизнес-формата

Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес-формата предполагает покупку всех прав по франшизе. Таким образом, филиал становится точной копией оригинальной компании, и ведет с ней деятельность, выдержанную в одном стиле. Деловой франчайзинг считают самым перспективным методом ведения бизнеса. К такому типу относится, например, сеть столовых быстрого питания.

Сертифицированный поставщик

Это поставщик, который обеспечивает поставки сырья и всего необходимого для производства продукции. Качество продукции такого поставщика обязательно должно быть одобрено франчайзером.

Учебник

Учебник или пособие – это список правил, рекомендаций и требований, которых нужно придерживаться при организации бизнеса. Он включает в себя пошаговые инструкции для начинающих бизнесменов, желающих работать по франшизе.

Поделиться записью с друзьями в:

Смотрите также

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =